Шкотовский муниципальный округ
Приморского края

Дальневосточная транспортная прокуратура разъясняет

Обязательное страхование или иное финансовое обеспечение ответственности за удаление затонувших судов
07 февраля среда
Дальневосточная транспортная прокуратура разъясняет.


3 мая 2022 года вступила в силу для России Найробийская международная конвенция об удалении затонувших судов 2007 года (далее – Конвенция).

Согласно п. 1 ст. 12 Конвенции, зарегистрированный собственник судна валовой вместимостью 300 и более, плавающего под флагом государства- участника, должен, для покрытия своей ответственности за удаление затонувшего судна, осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности.

В силу п. 2 ст. 12 Конвенции зарегистрированный собственник судна валовой вместимостью 300 и более, плавающего под флагом государства- участника, должен получить свидетельство, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения за удаление затонувших судов.

В соответствии с п. 2 ст. 336.12 Кодекса торгового мореплавания условия (далее – КТМ РФ), порядок выдачи и проверки свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов, определяются правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Так, во исполнение ст. 336.12 КТМ РФ, 1 сентября 2023 года вступил в силу приказ Минтранса России от 31.01.2023 № 28, который утверждает Правила, определяющие условия, порядок выдачи и проверки свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов (далее – Правила).

Согласно Правилам для получения свидетельства заявитель должен представить капитану морского порта заявление, которое составляется в произвольной форме. Заявление представляется заявителем капитану морского порта непосредственно либо направляется почтовым отправлением или по адресу электронной почты (при наличии).

В заявлении в обязательном порядке указывается:
1) название судна и его позывной сигнал;
2) валовая вместимость судна;
3) национальность судна;
4) порт регистрации судна;
5) идентификационный номер судна, присвоенный Международной морской организацией (ИМО номер судна).
6) полное наименование заявителя (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физического лица);
7) адрес регистрации по месту жительства заявителя (для физических лиц), адрес в пределах места нахождения (для юридических лиц);
8) вид обеспечения и срок действия обеспечения страхования или иного финансового обеспечения ответственности за удаление затонувших судов;
9) полное наименование, адрес страховщика (страховщиков) и (или) гаранта (гарантов), представившего (предоставивших) финансовое обеспечение.

К заявлению прилагается заверенная подписью и печатью (при наличии) заявителя копия документа, свидетельствующего о наличии страхования или иного финансового обеспечения за удаление затонувших судов и содержащего сведения об обеспечении ответственности собственника судна за удаление затонувших судов в соответствии с требованиями статьи 12 Конвенции.

Представляемые документы должны быть составлены на русском языке или содержать перевод текста документа на русский язык.
Капитан морского порта в течение трех рабочих дней со дня получения заявления и копий документов проверяет соответствие заявления требованиям Правил и наличие копий документов, в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:
1) несоответствие заявления требованиям Правил;
2) непредставление копий документов, предусмотренных Правилами;
3) подача заявления неуполномоченным лицом;
4) несоответствие представленных оригиналов документов их копиям, представленным капитану морского порта в соответствии с Правилами.

Свидетельство оформляется капитаном морского порта в день принятия решения о выдаче свидетельства. Оригинал свидетельства хранится у капитана морского порта до выдачи свидетельства заявителю, но не дольше срока его действия.
Также, стоит отметить, что организация и осуществление проверки свидетельства осуществляются в рамках государственного портового контроля за судами, предусмотренного статьей 79 КТМ РФ.

В рамках государственного портового контроля капитан порта проверяет:
1) наличие свидетельства на судне валовой вместимостью 300 и более;
2) соответствие данных о судне (название судна, позывной сигнал, порт (место) регистрации, ИМО номер судна) данным, указанным в свидетельстве.
В случае обнаружения несоответствия данных, указанных в свидетельстве, фактическим данным судна капитан морского порта информирует капитана судна о выявленном несоответствии.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie